-
Перевозка генератора
Перевозка, монтаж и демонтаж генератора необходим для электростанций, в частности таких как тепловые, гидравлические, атомные и другие.
При работе электростанций основным агрегатом для преобразования различных видов энергии в электричество является генератор. Его приводят в движение турбины, вращающиеся под действием пара или воды, что приводит к генерации электроэнергии.
Такие агрегаты требуют особого подхода к такелажным и монтажным работа, ведь их вес может превышать 100 тонн. Высокая мощность обеспечивает электроэнергией множество потребителей, но одновременно делает генератор потенциально опасным при несоблюдении правил безопасности.
Намного меньшие размеры, а, следовательно, и мощности, имеют дизельные генераторы. Они более мобильны, могут выпускаться стационарные или передвижные модели. Такие генераторы применяются как основные или резервные источники электроэнергииДемонтаж генератора
Демонтаж турбогенераторов может понадобиться при ремонтных работах или при утилизации. Такие агрегаты производятся под условия каждой электростанции, используются десятилетиями, потому, учитывая высокую стоимость их транспортировки, нецелесообразна их перевозка для эксплуатации на другом объекте.
Ремонт таких генераторов производят специализирующиеся на таких услугах компании. Если возникает необходимость в ремонте ротора или перемотке обмоток статора. Все работы производятся при остановленном генераторе и после отключения электропитания. С генератора снимается кожух, закрывающий доступ к узлам генератора.Далее демонтаж производится по мере необходимости проведения ремонта. При этом могут понадобиться механизмы с высокой грузоподъемностью, обеспечивающие демонтаж статора и ротора.
При утилизации генератор может разбираться при помощи металлорежущего инструмента. Сначала снимаются все кожухи, крышки и другие подвижные части. После этого срезаются крепления и все части генератора снимаются и разбираются по материалам изготовления.
Демонтаж дизельных генераторов может потребоваться и при перевозке на новое место использования. При этом разборка должна быть выполнена аккуратно, чтобы сохранилась возможность последующего монтажа.
Дизельная генераторная установка состоит из двигателя и генератора, потому демонтажу подлежат оба агрегата.Для разборки установки производятся следующие операции:
- Отключение электропитания, прекращение подачи топлива;
- Отсоединение и демонтаж аккумулятора;
- Снимается крышка и кожух, отключение панели управления;
- Для демонтажа двигателя от него отсоединяются провода;
- Откручиваются болты, соединяющие двигатель с платформой;
- Снимается чехол генератора, отсоединяется болт крепления двигателя и генератора;
- Двигатель крепится к крюку крана или подъемнику и поднимается;
- Снимаются подключения генератора;
- Откручиваются болты, фиксирующие генератор;
- Снимается крышка, защищающая вентилятор генератора;
- Вал генератора закрепляется при помощи рычага, чтобы не повредились подшипники;
- Если генератор не отсоединен от двигателя, пришло время сделать это, открутив болт;
- Генератор прикрепляется к подъемнику, удерживается на весу, перемещается вдоль оси назад и поднимается.
Порядок демонтажа может отличаться для разных типов генератора. Не стоит разбирать агрегат в большей степени, чем это требуется для поставленных задач.
В зависимости от размеров выбирается и рассчитывается оснастка и механизмы для подъема генератора и его частей. Для этих целей понадобятся краны, мостовые, башенные, козловые, портальные подъемники, различные домкраты, лебедки, тельферы, тали.
На корпусе генераторов предусматриваются проушины для крепления строп. Использовать рым-болты при подъеме агрегата запрещается. В документации производителя указывается схема строповки и рекомендации по перемещению агрегата.
Генераторная установка крепится на платформе, которая облегчает перемещение в пределах цеха. Для подъема оборудования используется подъемник или погрузчик. Перемещать установку можно, толкая ее при помощи погрузчика, проложив на его вилку доски, предотвращающие повреждение кожуха генератора и распределяющие прилагаемое усилие. Для облегчения перемещения на раму генератора можно установить каналы масляного скольжения.
Значительно сложнее выполнение такелажных работ при весе узлов агрегата, превышающем 100 тонн. В цехах редко располагаются подъемники с грузоподъемностью выше 50 т из-за недостатков пространства. В таком случае возможны различные варианты. При установке на мосту мостового крана полиспаста с монтажной лебедкой нагрузка равномерно распределяется между грузовой тележкой крана и полиспаста, что позволяет при грузоподъемности каждого из них 50 т поднимать груз весом 100 т.
Для подъема статора весом 150 т может использоваться два козловых крана, имеющих грузоподъемность 75 т каждый, и две траверсы, подвешенные одна за два крюка первого крана, а вторая – за крюк второго и за первую траверсу. При слаженной работе всех механизмов и профессионализме рабочих подъем статора проходит без проблем.
Если при перемещении статора генератора дверные или оконные проемы в цеху не позволяют пронести такой объемный предмет, проводится разборка части стены или крыши цеха.
Производитель предусматривает проблемы с выполнением такелажных работ, и поставляет специфическую оснастку вместе с генератором. Это могут быть специальные упоры, необходимые для подъема статора, тележка для монтажа ротора в статор, монтажные подставки.
Такелаж и перевозка генератора
В зависимости от размеров генератора выбирается способ его доставки. Если размеры и вес позволяют такую перевозку, используется обычный бортовой автомобиль или железнодорожная платформа. Основные требования предъявляются к упаковке, креплению. Генераторная станция монтируется на основании с жесткой рамой, которое должно быть плотно расположено на площадке автомобиля. Ротор генератора должен быть зафиксирован.
Для мобильной генераторной станции при транспортировке используется буксировка. Важно, чтобы мощность автомобиля была достаточной для буксировки такого груза. Нужно учитывать и снижение маневренности и эффективности торможения при буксировке, а также необходимость установки на станции необходимых знаков.
Транспортировка крупных турбогенераторов производится в разобранном виде. Наибольшую сложность может вызвать перевозка статора, самого большого узла генератора. Ротор и другие детали значительно меньше и легче.
При перевозке статора генератора длиной 5 метров с диаметром более четырех при весе 102 тонны потребуется специальная железнодорожная платформа, площадочный транспортер. В особо сложных случаях применяются сочлененные транспортеры. Недостатком этого вида перевозки являются усиленные нагрузки от веса самого статора и тяги автомобиля, что должно быть учтено при монтаже во время тестирования.
Если нет возможности использования железнодорожного транспорта на всем маршруте от места производства до точки монтажа, нужно предусмотреть перегрузку на автомобиль со специальной площадкой.
Маршрут транспортировки такого негабаритного и тяжеловесного груза как статор генератора разрабатывается заранее и согласовывается со всеми связанными с перевозкой службами. Дорожное покрытие по всему пути должно быть прочным и ровным, без рытвин и колдобин. При необходимости предварительно укрепляются обочины, и укладывается новое дорожное покрытие.
Время транспортировки рассчитывается поминутно с учетом напряженности трафика. При перевозке статора генератора выполняется сопровождение спецтранспортом, при необходимости ограничивается движение машин на отдельных участках.
По всему маршруту проверяется наличие сложных для перевозки негабаритных предметов мест. Расположенная над дорогой реклама или дорожные знаки временно демонтируются, линии электропередач при возможности приподымаются, мосты недостаточной грузоподъемности укрепляются или объезжаются.
Монтаж генератора
Установка генератора производится на фундамент, размеры и характеристики которого указывает производитель в зависимости от модели. Фундамент должен быть подготовлен к моменту доставки генератора к месту монтажа.
Разгрузка агрегата производится на монтажную площадку поблизости от места установки. Здесь проводится приемка генератора, в результате тщательного осмотра проверяется комплектность и целостность узлов. Если монтаж планируется не сразу, агрегат оставляется на хранение.
Перед монтажом проверяется качество затяжки болтов, наличие изоляции проводов. Снимается упаковка и все фиксирующие при транспортировке приспособления. Ротор должен свободно и плавно вращаться, если толкнуть его рукой.
Необходимо проверить, отключено ли электропитание генератора, отсоединить аккумулятор или подачу воздуха для пневматических пускателей. Нельзя производить подъем генератора за вал вентилятора.
Если конструкция генератора имеет два подшипника, они подсоединяются с приводом напрямую посредством удлиненного вала со шпоночным пазом и эластичной муфты. Для уменьшения вибрации необходимо как можно точнее выставить соосность генератора с приводом. Лапы генератора крепятся к основанию, соосность валов обеспечивается благодаря подкладкам под лапы.
У генераторов, имеющих один опорный подшипник, соединение к приводу двигателя происходит благодаря прикрепленным к валу болтами стальным дискам. На поверхности дисков расположены отверстия, совпадающие с резьбой в маховике двигателя. Крепление диска к маховику осуществляется болтами с шайбами. Благодаря точности крепления нет необходимости регулировать соосность валов. Лапы генератора крепятся к станине болтами, под них можно подложить подкладки. Вибрация у такой конструкции минимальна.
Турбогенераторы поставляются отдельными узлами, монтаж которых проводят опытные специалисты. Установка такого агрегата требует больших затрат и занимает длительное время.
Поделиться: